ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего ВАРЛААМА, архиепископа Махачкалинского и Грозненского, духовенству, монашествующим и мирянам Махачкалинской епархии

23.04.2022

Рцем бра́тие, / и ненави́дящим нас, /

прости́м вся Воскресе́нием, / и та́ко возопии́м: /

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, /

и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

(Стихиры Пасхи, глас 5)

 

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, благоговейные диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые и боголюбивые чада Матери-Церкви, дорогие братья и сестры!

Из года в год мы встречаем праздник Светлого Христова Воскресения, но всякий раз сопереживание великой тайне священной Пасхальной ночи удивительным образом обновляет и преображает все наше естество. Ликуя вместе со всей Вселенской Церковью, мы исповедуем нашу веру и восклицаем:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Наша земная жизнь идет установленным чередом. Движение планет, времена года, рождение, жизнь и смерть сменяющих друг друга поколений — казалось бы, все предопределено, как говорит премудрый Соломон: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (см. Еккл. 1:4-10).

Но что же происходит, когда Бог, не ограниченный ни временем, ни пространством, «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16), непостижимым образом нисходит в наш мир, воплощается, становится подобным нам во всем, кроме греха? По слову апостола, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр 1:1-4).

А это значит, что Голгофская Жертва, принесенная Господом в конкретный момент мировой истории — «при Понтийстем Пилате», как исповедуем мы в Символе веры, — вводит каждого из нас в вечность, позволяет нам уже здесь, сейчас, в минуты нашей земной жизни, приобщиться и стать свидетелями великих тайн Евангелия и, более того, «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1:4), как дерзновенно говорит в своем послании святой апостол Петр. За Божественной Литургией мы не просто воспоминаем Тайную Вечерю, некогда совершенную Господом в Сионской горнице, но реально приобщаемся к Самом Телу Воскресшего Спасителя, предвкушая трапезу «в невечернем дни Царствия» Его (Канон Пасхи, песнь 9-я). И, вспоминая распятие, трехдневное во гробе пребывание и Воскресение Спасителя, мы, пусть несовершенно, но опытно переживаем вечное Таинство Божественной любви, о которой так вдохновенно проповедовал некогда святитель Филарет Московский: «Любовь Отца — распинающая. Любовь Сына — распинаемая, Любовь Духа — торжествующая силою крестною» (Слово в Великий Пяток). И знаем, что на Кресте были искуплены не только грехи ветхого Адама и многих поколений людей, живших до воплощения Спасителя, но и грехи всего человечества, наши с вами грехи.

Вот почему в ночь, когда мы празднуем Воскресение Христово, мы так явственно ощущаем тепло объятий любящего Отца, Который продолжает непрестанно ждать своих заблудших, но любимых сыновей и дочерей. Именно сейчас, в счастливые мгновения Пасхального ликования, мы с особенной остротой постигаем и переживаем то, чтó есть наша вера, наша надежда и наша любовь. Мы должны лишь ответить Богу на Его призыв, впустить в свою жизнь дивного Гостя, говорящего нам через тайновидца апостола Иоанна: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:20-21).

Господь, даровав нам великий дар свободы, не принуждает нас — Он лишь ждет нашей любви в ответ на Его любовь. Так ответим на Божественный призыв, применим во благо Божественный дар свободы, а не растратим его впустую, как некогда блудный сын на стране далече (Лк. 15:13)! И тогда наша жизнь обретет подлинный смысл, который невозможно обменять на пустые и мелкие радости скоротечной повседневности.

«Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), сказал Господь, и слова эти звучат с особой силой сегодня, когда весь мир и наше возлюбленное земное Отечество переживают тяжелые испытания. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), учит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов; и знаем, что надлежит быть скорбям и браням, «дондеже прейдет беззаконие» (Пс. 56:2). Не будем удивляться происходящему, не будем роптать и недоумевать. Вспомним, что и апостолы, скорбя о смерти Учителя, погрузились в смятение, непонимание и даже отчаяние. «Многим скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), поучали учеников святые Павел и Варнава. Скажем вслед за первоверховным апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13); и доверимся слову Самого Спасителя: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). И если будем верны Ему, как и Он нам верен, то услышим, как некогда апостолы в Сионской горнице, приветствие Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа: «Мир вам!» (Ин. 20:26).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС !

+ Варлаам, Божией милостью архиепископ Махачкалинский и Грозненский

24 апреля 2022 г. Светлое Христово Воскресение

г. Махачкала