В Неделю сыропустную архиепископ Варлаам совершил Литургию и священническую хиротонию в Свято-Успенском соборе Махачкалы
1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе столицы Дагестана. Накануне вечером иерарх совершил в кафедральном храме всенощное бдение.
За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили клирики Свято-Успенского кафедрального собора.
По прочтении Евангелия (Мф. 6:14-21) владыка Варлаам обратился с архипастырским словом к духовенству и мирянам.
«Дорогие братья и сестры, вот мы с вами и подошли к очередному Великому посту. Великий пост — это особое время, к которому мы напряженно готовимся, и завершается оно великим торжеством — Воскресением Господа Бога и Спаса нашего Иисусу Христа. Великий пост предваряют приготовительные недели, когда Церковь учит нас, что является важным в духовной жизни, — это недели о Мытаре и фарисее, о Блудном сыне, о Страшном суде, а последний воскресный день посвящен событию изгнания Адама и Евы из рая.
Размышляя об этом событии, мы должны вспомнить, что послужило его причиной. По учению Церкви Бог есть любовь, — но как Любовь может изгнать, разве Она не должна простить? Да, любовь не гневается ни на кого, не завидует, не ищет своего, всему радуется, за все благодарит, но есть некое духовное состояние, когда человек не в силах находиться рядом с Любовью, и Адам, по собственной воле преступив заповедь Божию, сам удалился от Бога. Церковь называет это изгнанием, чтобы мы понимали, сколь страшно случившееся, но святые отцы говорят, что это не столько изгнание Адама, сколько отвержение им самим Бога, Который создал его и наделил властью и силою. Адам отверг Бога, послушав совет диавола, который внушил ему лукавую мысль, будто Адам, преступив заповедь Божию и вкусив запретный плод, сам станет богом и Бог будет ему не нужен.
Адам, сотворенный Богом по Его образу и подобию, наделенный благодатью Святого Духа, был еще младенцем в духовном плане; ему предстояло обрести совершенство через следование Божественной воле, но Адам не устоял и впал в грех. Так и наша сластолюбивая душа поражена многими болезнями от того, что мы рождаемся от праотца нашего Адама, и болезнь, поразившая Адама, а через него все человечество, передается нам по наследству. Мы находимся в том же положении, что и Адам. Хоть он и жил в раю, но оставался перед выбором — сохранить ли верность Богу или послушать лукавый совет диавола. Хоть мы и не в раю находимся, но знаем, что сделал для нас Бог: Он Сам пришел в этот мир, воссоединился с человечеством в Господе нашем Иисусе Христе и призвал всех нас к духовному совершенству. Поэтому и мы стоим перед выбором: последуем ли мы за Христом или послушаем диавола.
Сегодня Прощеное воскресенье, и Церковь призывает нас к тому, чтобы мы примирились друг с другом. Господь учит нас, что если мы желаем приступить к посту, то должны в первую очередь примириться со своими обидчиками и теми, кого мы обидели сами. Мы должны смириться в душе своей и осознать, кто виновен в потере мира в наших душах. Если бы мы были смиренны и кротки, если бы мы помнили о своих грехах и проступках, разве возмутилась бы наша душа, когда нас оскорбляли? Если мы потеряли мир духовный, не имеем мира с людьми, то это означает, что у нас нет правильных духовных навыков. Об этом мы должны переживать и заботиться, чтобы сохранить мир в своей душе и простить всех».
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также была вознесена молитва о мире на Украине.
После Великого входа архиепископ Варлаам рукоположил иеродиакона Силуана (Исаева-Баидаури) в сан иеромонаха.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился иерей Сергий Никифоров.
В завершение архиепископ Варлаам еще раз поздравил верующих с Прощеным воскресеньем и заговеньем на Великий пост, а также обратился к новорукоположенному иеромонаху Силуану, пожелав нести с апостольской преданностью служение Святой Матери-Церкви.