Знаете ли вы, как происходило крещение в христианской Церкви первых веков, как входили в общину новые ее члены? Усилиями правящих архиереев и клира Саратовской митрополии эта древняя практика возрождается.

Креститься на всякий случай?
В эпоху оттаивания от великого оледенения – в конце 1980-х и в 1990-х – крещение происходило… по-разному, конечно: всегда ведь есть разные священники, да и крещаемые тоже разные бывают. Но сплошь и рядом Таинство над взрослым человеком или подростком совершалось чрезвычайно просто и быстро, без единого заданного вопроса, вообще без лишних разговоров, поздравлений и прочего. «Креститься? Да, завтра после службы, триста рублей. И полотенце не забудьте», – говорила свечница, не поднимая головы от своих свечек, и на этом диалог Церкви с неофитом заканчивался.
Удивительно ли, что многие из крестившихся (сужу по своим друзьям, знакомым, коллегам…) вообще не имели понятия о том, что крещение – только первый шаг христианского пути? Им никто это не объяснял, а книг было мало, да и не все считали необходимым их читать. Поэтому крестившийся человек (новоначальным его не назовешь, поскольку он ничего не начинал) сразу после Таинства покидал православный храм навсегда или, в лучшем случае, надолго.
Помню реплику одной моей знакомой: «Нет, ну, я крестилась, конечно, и ребенка крестила, но из этого же не следует, что я должна там все эти службы выстаивать и посты соблюдать. Это, уж извините, мое личное дело!» У этой женщины не было христианского, церковного сознания, но было бессознательно унаследованное от предков понятие о некоем обряде, через который любому человеку на всякий случай неплохо бы пройти. И она не была оригинальна. Многие в те годы крестились случайно, за компанию с подругой, из любопытства, ради «прикола», по совету Марьиванны – «чтобы не болеть»; в лучшем случае – по большой просьбе бабушки, из уважения к ней.
Самый замечательный случай произошел с моей коллегой-журналисткой: она решила креститься ради газетного репортажа под рубрику «Испытано на себе». Репортаж она написала – вполне милый, добрый. Но потом до нее дошло, что она натворила… Сейчас эта женщина – глубоко верующий, воцерковленный человек.
В начале 2000-х стало ясно: нужно что-то делать. Необходимо кардинально менять отношение людей к Таинству Крещения, потому что оно – вот именно, первый шаг. И если этот шаг сделан вслепую, криво, неразумно, то так же неразумно и криво ляжет и вся дорога.
Возрождение древней традиции

В Великую субботу 2010 года в Саратове в старом Троицком соборе было впервые совершено крещение группы взрослых (десяти мужчин и семи женщин) во время Крещальной Литургии. Это были настоящие оглашенные – они загодя изъявили желание креститься и проходили подготовку (пять огласительных бесед) в течение Великого поста, как это практиковалось в Древней Церкви. Ектения об оглашенных – «Вернии, об оглашенних помолимся…», – почти утратившая смысл в дореволюционной Церкви, а в советские и постсоветские годы означавшая лишь своего рода порог: вот сейчас все некрещеные должны из церкви выйти, – вновь обретала живой смысл.
С той поры крещение оглашенных в нашей епархии совершается регулярно, и в большинстве случаев – именно правящим архиереем владыкой Лонгином. Ведь, как сказал он в своем интервью, крещение издревле – дело епископа Церкви. И это должно всем нам напомнить, кстати, что правящий архиерей – не просто администратор, но именно носитель власти апостольской; что иерей совершает Таинство лишь постольку, поскольку власть его совершить ему делегирует епископ.
«Крещение издревле – дело епископа Церкви»
За минувшие восемь лет Крещение за Крещальной Литургией в Саратове приняли около 2000 человек. Что интересно, больше сотни из них – люди традиционно неправославных национальностей: татары, казахи, кавказцы, калмыки…
Как же проходит это главное в жизни человека торжество? Само Таинство совершается в отдельном помещении – баптистерии, во время чтения часов перед Литургией, затем – пения антифонов, до Малого входа. После Малого входа собравшаяся на молитву община встречает новых братьев и сестер. Процессия людей в длинных белых рубахах с горящими свечами и мокрыми волосами, предводительствуемая архиереем и встречаемая радостной песнью «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», всегда производит сильное впечатление на всех собравшихся. Увидев это впервые, я не смогла сдержать слез, а одна прихожанка, помнится, сказала: «Мне кажется, что я в Риме в эпоху катакомб…»
«И вот они идут, в длинных белых рубахах с горящими свечами, предводительствуемые архиереем»
Далее совершается Божественная Литургия по обычному чину, только к рядовым чтениям добавляется чтение крещальных Апостола и Евангелия. Новокрещенные поминаются поименно на сугубой ектенье и на Великом входе, а в завершение Литургии причащаются Святых Христовых Таин.
Первый шаг
Не надо, однако, думать, что Крещальная Литургия – это решение всех проблем нашей церковной жизни. Клирик саратовского Свято-Троицкого собора иерей Александр Степовик рассказал нам о подготовке к Таинству Крещения – об оглашении, о трудностях, возникающих при общении с оглашенными, то есть с желающими креститься, о том, что его радует и что огорчает.
– С одной стороны, конечно, эта практика приносит свои плоды. Все люди, приходившие к нам на огласительные беседы, приняли сознательное решение креститься и не отказались от своего намерения на полдороге, то есть дошли до купели. На беседах люди о многом задумываются, задают нам вопросы, бывает, что и непростые, и неудобные. В большинстве своем наши оглашенные понимают, что и зачем они делают, могут ответить на вопросы о смысле Таинства – наблюдается рост если не сознательности, то по крайней мере информированности.
С другой стороны, не каждый желающий креститься готов изменить всю свою жизнь – войти в совершенно новый для него мир Церкви, участвовать в богослужении, исповедоваться, причащаться, нести тот крест, который христианину приходится нести в этом мире. Часто бывает так, что первоначальный энтузиазм у человека быстро угасает, он остывает ко всему церковному, перестает ходить в храм. И все же мы верим, что семена, которые в него брошены, прорастут, что человек этот все равно придет потом к Господу Богу.
– Каково содержание огласительных бесед?
– Как правило, это четыре беседы: основы православного вероучения, христианская нравственность, значение поста и молитвы и смысл Таинств Церкви. И, конечно, оглашаемый должен прочитать Евангелие. Пусть не все четыре, для начала хотя бы одно.
(Я вообще-то полагала, что такое решение – креститься, посвятить себя Христу – человек может принять, лишь прочитав уже хотя бы одно Евангелие. Но в жизни, оказывается, и иначе бывает. – М.Б.)
– В повседневном общении мы нередко сталкиваемся с крайне поверхностными или превратными представлениями людей о вере и Церкви. А в каком ментальном состоянии приходит обычно человек на первую огласительную беседу?
– Главных заноз две. Первая – экуменизм: «Все религии говорят об одном, только по-разному. Все это разные тропинки к одной вершине». Приходится объяснять, что далеко не всякая тропинка к вершине ведет, что Крещение – это выбор не одного из многих возможных, а единственного истинного пути. Вторая заноза – пресловутый «бог в душе», при наличии которого Церковь якобы не так уж и важна, хотя креститься все равно нужно. Надеюсь, нам удается показать, что жизнь со Христом – это жизнь в Его Церкви. Когда я вижу потом спорившего со мной человека в храме, я знаю: что-то до него донести удалось.
«Я осознал ответственность за свою жизнь»







