Архиепископ Варлаам совершил монашеский постриг

09.07.2019

Его Высокопреосвященству сослужили священнослужители епархии в монашеском чине: благочинный Магасского церковного округа иеромонах Иоанн (Анисимов), благочинный Грозненского церковного округа иеромонах Амвросий (Марченко), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Коктюбей РД иеромонах Амфилохий (Колобов), штатный клирик храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в г. Каспийске РД иеромонах Кирилл (Ханмагомедов), духовенство Свято-Успенского собора.

После троекратного обращения к чтецу Роману с вопросом о решимости принять ангельский образ, получив от него согласие, архипастырь крестообразно остриг ему волосы и нарек новое имя.

По окончании чина владыка Варлаам обратился к новопостриженному монаху и духовенству с архипастырским словом.

«Мы совершили одно из величайших таинств Церкви — монашеский постриг. Все мы желаем спасения своей души, молимся и надеемся, что Бог услышит наши молитвы. Царство Божие заключается внутри нас, оно закрыто до тех пор, пока мы не становимся способными войти в него. Только один путь ведет туда — путь смирения, послушания и безропотного перенесения всего того, что нам предстоит в этой жизни», — подчеркнул архиепископ.

«В Священном Писании сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Именно смирение является основанием, на котором можно выстроить дом спасения и которое необходимо для получения даров Божиих. Гордому же невозможно дать дар Божий без вреда для его горделивой души. Потому Господь и удерживает Свои дары, ибо пока мы горды и тщеславны, нам это будет неполезно. Преподобный Силуан тоже прошел через подобное искушение: к нему приступали бесы до тех пор, пока преподобный не стал держать свой ум во аде и не перестал отчаиваться», — отметил иерарх.

«Мы не должны искать себе оправданий, ибо это кратчайший путь к погибели, а прямой путь ко спасению — это самоукорение и самоосуждение себя во всем. Дай Бог всем нам, и тебе, инок Силуан, осознать это, и помни, что путь ко спасению близок и Христос всегда рядом с тобой», — пожелал владыка Варлаам новопостриженному монаху.

После архиерейского напутствия духовенство и прихожане, молившиеся в храме, поздравили брата Силуана с принятием монашеских обетов.

*****

Некоторые современные богословы уверенно называют монашеский постриг отдельным Таинством Церкви. И действительно, даже поверхностно взглянув на чин пострига, мы видим элементы, которые сближают его с Крещением: это и монашеский искус, напоминающий нам о практике оглашения, и перемена имени, и облачение в новые одежды, и даже пение «Елицы во Христа крестистеся». Но самым важным аргументом в пользу того, что монашеский постриг можно назвать Таинством является то, что жизнь человека после принятия иноческого лика как бы начинается заново, с особой точки отчета, с которой призвана обрести некое совершенно иное качество. Великий аскет древности преподобный Иоанн Лествичник так писал об этом свойстве инобытия человека, ставшего на путь монашества: «Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств».