Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам прибыл в Новгородскую епархию
8 декабря 2024 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.
Во время богослужения на сугубой ектении возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла.
По окончании Литургии совершено славление преподобному Варлааму Хутынскому.
Затем архиепископ Варлаам произнес проповедь на тему сегодняшнего евангельского воскресного повествования об исцелении Иисусом Христом согбенной женщины, которая восемнадцать лет страдала от своего недуга. Господь в субботний день, пребывая в синагоге, по слову Божьему, исполняя заповедь, ибо всякий седьмой день мы должны посвящать Господу Богу своему, ходить в храм, молиться, слушать слово Божие и творить добрые дела, увидел страдающую женщину, сжалился над ней и по милости своей исцелил ее. Ветхозаветные священники, фарисеи, ссылаясь на закон Божий, по которому в день субботний не полагалось совершать никаких дел, осудили самого Бога за то, что он сделал это не так, как должно быть по писанию. Видя, что начальник синагоги и подобные ему ставили свою систему правил выше дел милосердия и что их больше заботило соблюдение мелких установлений, нежели оказание помощи людям, Спаситель ответил Своим противникам, ссылаясь на их же закон: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 15). «Из сегодняшнего евангельского чтения мы видим, — отметил владыка, — «как люди, которые считали себя благочестивыми, внешне, казалось бы, исполняли весь ветхий завет, вдруг не могут понять и принять изъявление любви и милости Божией, вместо благодарности воссылают Ему осуждение, обличают Его в нарушении субботы. Такое благочестие — лживое, оно строится на мнении по себе: раз они закон весь исполняют внешне, значит мнение их истинно и они имеют право осуждать других. А мы разве не делаем так в своей жизни? Часто ссылаясь на новый завет, мы осуждаем других в том, что они неправильно поступили, что они не такие какими должны быть. Если мы, братья и сестры, будем внимательны к себе, то увидим, что постоянно осуждаем других. А ведь по словам Господа суд без милости будет не творящим милость, ведь «милость превозносится над судом». По словам святых отцов самая великая милость — это когда мы своею любовью покрываем грешного человека, милостиво относимся к нему, понимая, что он, как и мы, страдает от грехов по немощи своей.» Далее архипастырь подчеркнул: «Мы всегда должны помнить, что грехи наши — основа нашего страдания, заблуждения и отпадения от Бога. Мы должны беспокоиться, чтобы душа наша не была согбенна от греха, чтобы грех не влек нас к земле и грехам земным, а чтобы мы стали свободными во Христе, для этого необходимо нам на деле исполнять заповеди Божии, стараться, чтобы мысли наши были чистыми, ибо Бог взирает не на дела наши внешние, а на внутреннее состояние, на наши мысли, наши желания. Именно с мысли и начинается всякий грех, с того, как мы относимся к другим, какие мысли посещают нашу душу. С мысли греховной мы доходим и до дела, и до беззаконий многих.» «Будем хранить свое сердце чистым от всякого лукавого помысла, который входит от врагов наших, через помыслы враги связывают нас многими страстями и пороками и делают нас согбенными пред Богом. Только Господь может нам помочь, если будет видеть наше желание искренним, а сердце милосердным по отношению к ближним нашим,» — сказал в завершение своей проповеди архиепископ Варлаам.
Источник: https://vn-eparhia.ru/novosti-eparkhii/18923-arkhiepiskop-makhachkalinskij-i-groznenskij-varlaam-vozglavil-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-varlaamo-khutynskom-monastyre.html