В Лазареву субботу архиепископ Варлаам совершил Божественную литургию в Свято-Успенском соборе г. Махачкалы
11 апреля 2020 года, в Лазареву субботу (воскрешение праведного Лазаря), архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил Литургию святителя Иоанна Златоуста в Свято-Успенском кафедральном соборе столицы Дагестана. Накануне вечером в кафедральном храме было совершенно вечернее богослужение.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Свято-Успенского кафедрального собора г. Махачкалы.
По прочтении Евангелия владыка Варлаам произнес проповедь о воскрешении Лазаря.
«Сегодня Святая Церковь воспоминает великое событие, которое совершил Господь наш Иисус Христос (Ин. 11:1-44). Он воскресил из мертвых Своего друга Лазаря, причем не сразу после его смерти, но четыре дня спустя. Тело Лазаря уже начало разлагаться, но Иисус Христос единым словом, как Творец и Господь, воскрешает умершего.
Святые отцы учат, что воскрешение Лазаря было сопряжено еще и с другим чудом: усопший был по традиции туго обвит пеленами и не смог бы пошевелить ни рукой, ни ногой; однако Лазарь, оставаясь в пеленах, на глазах у всех сам вышел из гроба.
Господь показывает нам, что слову Божиему подвластно все — и жизнь, и смерть. Господь Иисус Христос и до этого совершал множество чудес, в том числе воскресил отроковицу и сына наинской вдовы, но воскрешение Лазаря Четверодневного имела особый смысл в преддверии крестных страданий и смерти Спасителя. Господь дожидался, чтобы Лазарь пребывал во гробе четыре дня, с тем чтобы никто не смутил апостолов и других учеников, утверждая, будто Лазарь не умер, но болен или пребывает в летаргическом сне. Даже сестра Лазаря свидетельствовала, что он уже смердит, не понимая, зачем Господь повелевает отвалить камень от гроба, и не веря в возможность воскрешения полуразложившегося трупа; но по слову Христа Лазарь оживает и чудесным образом исходит из гроба.
Чудо глубоко поразило тех, кто наблюдал, как сестры плачут об умершем брате. До того иудеи задавались вопросом: “не мог ли Сей, отверзший очи слепому, исцелить Лазаря и не дать ему умереть?” И после этого они видят, как Христос воскрешает четверодневного мертвеца. Он не обращается к Богу Отцу с молитвой “Господи, воскреси его”. Он не говорит Лазарю: “Именем Отца Моего Небесного встань и ходи”. Он только благодарит Отца Своего Небесного, с тем чтобы все видели, что Он и Отец — одно.
Обращаясь к Отцу, Христос говорит: «Благодарю Тебя, Отче, что Ты услышал Меня, ибо всегда Ты слышишь Меня». В этих словах не просьба, а благодарение, для того чтобы уверить окружающих, что Он есть Сын Божий, Который от Отца исшел; что Его воля — это воля Отца Небесного. Потому Господь и говорит: “Лазарь, изыди вон” — как Бог, как Творец Он Своим всемогущим словом воскрешает Лазаря из мертвых.
Величайшее чудо должно и нас уверить в том, что Бог не нуждается даже в наших молитвах. Бог и так знает, что мы требуем, в каком мы находимся состоянии, что для нас необходимо. Бог и так творит все для нас необходимое. Мы же — грешные, ослепленные страстями — казалось бы, веруем в Бога Всевидящего и Всемогущего, Который ни в чем не нуждается, Который Сам всему дает жизнь и знает кому, что полезно; однако зачастую мы проявляем маловерие, унываем, когда нас постигают беды, скорби и болезни.
Мы думаем, что Бог нас накажет, и теряем веру в то, что Бог есть Любовь, забывая, что если Он и посылает нам скорби, то для нашей же пользы. Ведь Он и Лазарю позволил умереть — чтобы многих удостоверить, что Он не просто святой человек или пророк, но Бог воплотившейся и ставший воистину Человеком».
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении архиепископ Варлаам вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился иерей Сергий Никифоров.
В завершение архипастырь еще раз поздравил верующих с праздником чуда воскрешения праведного Лазаря и пожелал всем помощи Божией.