Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
(Мф. 22: 21)

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
(Мф. 22: 21)
Военное время диктовало свои условия и строгие рамки, и их во всей полноте ощутил на себе псковский юноша. Александр попал в партизанский отряд и был назначен в пулеметчики. Как-то раз у юного воина обгорел от костра рукав полушубка – так ему и пришлось проходить до конца войны с одним рукавом. «Жизнь была тяжелой и суровой, – вспоминает отец Александр, – пулемет все время на плече, чтобы не падал в снег. Что скажут, то и делаем: в бой – так в бой».
После войны Александр в течение семи лет служил на флоте: его подразделение поднимало затопленные корабли в территориальных водах Германии.
Отец Александр отмечен как военными, так и церковными наградами. «Много наград потеряно, украдено, а самая главная, как я считаю, получена в 1944 году – “За оборону Ленинграда”», – вспоминает маститый протоиерей. Отмечен этот ревностный священнослужитель наградами Русской Православной Церкви – орденом Сергия Радонежского II и III степени.
В юности Александр молился: «Господи, я хочу любить Тебя, а Ты дай мне любви, чтобы я Твоей любовью мог любить Тебя!» И конечно, Бог, Который Сам есть Любовь, щедро даровал отцу Александру любовь и к Себе, и ко всем людям. Действительно, разве может человек, не имея большой любви, принимать приходящих к нему людей и всем по мере сил уделять внимание, стараться утешить и наставить на путь истинный? Разве будет он столько лет с неослабевающей ревностью служить в неотапливаемом сельском храме? Помню, приезжали мы как-то раз к батюшке на Крещение, а он стоит после водосвятия с крестом в руке, проповедует, а стекающая по кресту вода на его руке начинает понемногу замерзать…
«Нужно просить у Бога любовь», – говорит батюшка
Тему любви отец Александр часто затрагивает в своих проповедях и беседах. «Любовь не купишь в аптеке, в магазине, она не продается граммами или килограммами. Ее нужно просить у Бога, Подателя всякого блага», – говорит батюшка.
Демобилизовавшись, Александр ходил молиться в ближайший храм – за 45 километров (!), – настолько велика была его тяга к богообщению. Стремление жить духовной жизнью проявлялось в будущем священнике и в военные годы: после отбоя перед сном он молился, крестясь под одеялом, за что, естественно, подвергался насмешкам от своих атеистически настроенных сослуживцев. Нередко юный Александр дискутировал с ними на духовные темы.
Указание на особое Божие благословение, сопровождавшее отца Александра, можно увидеть в следующем удивительном случае. Будущая мать батюшки, Марфа, – ей тогда было 12 лет – после смерти своей матери жила вместе с тетей – монахиней Дионисией и проходила послушание. Как-то раз они пришли в псковский Спасо-Елеазаровский монастырь к ныне прославленному в лике святых старцу схиархимандриту Гавриилу (Зырянову). Попасть к известному старцу было не так легко, желающих было очень много. Неожиданно для всех на монастырскую площадь вышел послушник и позвал к старцу «отроковицу Марфу». Так повторялось несколько раз, пока тетя не догадалась, что зовут именно ее племянницу. Старец Гавриил дал Марфе солидную сумму денег и благословил вступить в брак.
Большая часть священнического служения протоиерея Александра прошла в с. Верхний мост Псковской области. Верной помощницей отца Александра в служении была его келейница – матушка Александра: она участвовала в церковных службах, пела на клиросе, помогала и по дому, вместе с ним гостеприимно принимая его духовных чад, была для батюшки верной духовной опорой и поддержкой.
Следует отметить особый дар слова отца Александра: говорит батюшка вроде просто, невитиевато, но очень проникновенно и с большой любовью. Именно поэтому его слова, основанные, безусловно, на Священном Писании, западают в душу и сподвигают на претворение их в жизнь. Этот талант батюшки отмечал еще его однокурсник по семинарии, ныне митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Вот мы заговорим, а нас никто не слушает, а когда вы говорите – все слушают вас. Что-то такое таинственное есть в вашей человеческой личности».
Отец Александр всегда был принципиален в своем отношении к пропаганде безбожия и часто обличал ее в проповедях, несмотря на разного рода беседы, которые проводили с ним представители власти, и даже невзирая на прещения со стороны священноначалия.
Достоин упоминания и следующий случай: когда пришло постановление о закрытии храма в с. Верхний мост, в котором служил батюшка, он обещал администрации устроить всенародное самосожжение на Красной площади – «поставить свечу всему русскому народу», как он выразился. Именно с тех пор в его личном деле появляется пометка «фанатик», но храм так и не был закрыт. Со скорбью вспоминает отец Александр отношение молодежи: «Под окнами пели богохульные песни».
Столкнулся священник даже с покушением на свою жизнь, но Бог уберег. Как-то раз стоя на молитве в своем доме, отец Александр увидел в окне силуэт с ружьем. Священник повернулся к окну, раздался выстрел. Однако чудным образом пуля попала в наперсный крест, срикошетила и… срезала пальцы на руке стрелявшего. О последнем факте батюшка узнал лишь спустя какое-то время, когда тот самый человек уступил ему место в транспорте. Безусловно, Господь хранил Своего служителя.
Раздался выстрел. Однако чудным образом пуля попала в наперсный крест
Местные верующие, как и духовные чада из других городов и областей России, всячески старались поддерживать батюшку, но более, конечно, сами получали духовную поддержку и любовь от ревностного и любящего пастыря.
Исполнив долг перед Отечеством, отец Александр немало потрудился на ниве Христовой, укрепляя в вере и наставляя вверенную ему паству словом проникновенной проповеди, но наипаче примером собственной веры и жизни. Милость и помощь Божия всегда споспешествовали отцу Александру в его служении Богу, людям и Родине. Господь укреплял его в этом высоком труде и в нелегкий период пропаганды безбожия, и в наше время.
Ныне, по милости Божией, година безбожного лихолетья миновала, и батюшка может беспрепятственно нести добро и любовь людям, по мере сил, которых, к сожалению, с возрастом становится всё меньше…
У нас же, слава Богу, есть возможность получать у него и у других духоносных людей духовное утешение, поддержку и благословение на нашем жизненном пути.