Это Кавказ: как живет самый древний город России. Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» посетила Республику Дагестан
Это Кавказ: как живет самый древний город России
Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» посетила Республику Дагестан
Фотокорреспондент журнала «Фома» Юлия Маковейчук и журналист Алексей Михеев продолжают свое путешествие по южным регионам России в составе автоэкспедиции «Кавказ Неизвестный». Сегодня их остановка — в Дербенте.Дербент – самый древний город России. Греки называли его Албанским проходом, римляне – Хазарскими воротами. Пришедшие сюда позже арабы назвали его Баб-аль-Абвав, что в переводе значит “ворота ворот”. Ни в одном другом месте Кавказские горы не подходят так близко к Каспию, расстояние от них до моря чуть больше двух с половиной километров. Дербент, узкие улочки которого сбегают со склонов гор аккуратно к синему прибою, как будто охраняет узкий коридор из Азии в Европу. Это еще и самый южный город России. До границы с Азербайджаном здесь всего около пятидесяти километров.
“Тих лежит подо мною Дербент, подобен черной полосе лавы, упавшей с Кавказа и в море застылой. Ветер навевает мне благоухание цветущих миндальных деревьев, соловьи перекликаются в ущелье, сзади крепости; все дышит жизнью и любовью, и стыдливая природа, полная сим чувством, как невеста, задернулась дымкой туманов. И как дивно разлилось их море над морем Каспийским”, – писал в первой половине XIX века сосланный сюда за участие в заговоре декабристов Александр Бестужев-Марлинский.
– Море! – восхищенно говорят все, когда на въезде в город за окном показывается его краешек. На дворе декабрь, а здесь цветут розы, голубое небо и теплый ветерок.
Первым делом мы едем в единственный сохранившийся православный храм города – церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 7 января 1899 года, на Рождество Христово, здесь было заложено здание церковно-приходской школы, и уже через год в ней начались занятия. В 1901 году в школе был устроен алтарь и начались богослужения, позже для школы было построено отдельное здание. В 1939 году храм был закрыт, но уже в 1943 году вновь передан православным верующим.
– Тут у нас три религии исконно были, православие, ислам и иудаизм, верующих много, поэтому и давление на веру было помягче, – с улыбкой говорит о возможной версии такой “оперативности” старейший священник Дагестана протоиерей Николай Котельников. 40 лет он служит в республике, из них 38 – в Покровском храме. Сейчас он его настоятель. Разумеется, мы сразу накидываемся на него с вопросами – как вы ходите по улицам, как общаетесь с мусульманами, не притесняют ли прихожан.
– Как только приедешь куда, все хватаются за голову, услышав, где служу. Никто нас не режет и не притесняет. Дагестанцы и свечки у нас берут, и воду святую, на Пасху и Рождество приходят. Вот выйдите и спросите, как я тут с ними живу? Вам сразу ответят, – хитро прищуривается батюшка. Узнав, что есть мы не хотим, он сразу предлагает поехать с нами в мечеть и синагогу.
– Батюшка! Дорогой наш гость! Садитесь, садитесь, сейчас будем пить чай! – в Джума-мечети, пятом по значимости храме мусульманского мира после Мекки, Медины, Иерусалима и Каира, отца Николая немедленно заключают в объятия. Сразу накрывается стол, нас поят вкусным чаем из традиционных местных стаканчиков, точь в точь по форме повторяющих стамбульские «бардаки». Правда, вместо рахат-лукума здесь конфеты.
– Мы на все праздники все вместе, хотите верьте, хотите нет. Батюшка, а как жалко, что того храма больше нет! – наперебой раздается за столом. Главный православный храм города, собор святого Георгия Победоносца, был взорван в 1938 году. На его месте сейчас стоит памятник Ленину. Храм был возведен на пожертвования со всей Российской империи, утварь в него тоже доставлялась со всех концов страны.
Здесь же нам рассказывают удивительную историю. Когда в Дербент пришли войска генерала Ермолова, солдатам негде было молиться. И совет старейшин отдал им одну из городских мечетей. Переделанная в православную церковь по эскизам русских художников, она и поныне стоит в одном из семи древних магалов (районов. — Прим. ред.) Дербента. Местные называют ее “кильса-мечеть”, или “мечеть-храм”. Тридцать лет, пока не был построен Александро-Невский собор, в ней совершались службы. Сразу по завершении строительства мечеть вернули мусульманам.
Сейчас огромный средневековый комплекс, переживший землетрясения и войны, принадлежит шиитам – последователям второго главного направления в исламе. В России они немногочисленны, в основном шииты проживают в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне. Повсеместно и на протяжении веков их отношения с другими исламскими школами складывались тяжело, но здесь, в Дербенте, двери Джума-мечети открыты для всех.
– Приезжали к нам гости из Палестины, я их на иврите поприветствовал. Каааак они на меня посмотрели! – простодушно и в то же время с хитрецой в глазах рассказывает нам Фархат. Он представляется дворником, в чем мы сразу усомнились. Историк по образованию, выпускник Ивановского университета, Фархат быстро организует нам экскурсию по застеленному зелеными коврами внутреннему залу. На выходе у отца Николая тоже находится несколько знакомых, спешащих заключить его в объятия.
История с точностью повторяется в синагоге. Пока нам показывают великолепный, отделанный деревом молельный зал, священника поят чаем и очень переживают, если приходится ненадолго оставить дорогого гостя.
Символ Дербента – крепость Нарын-Кала. Ее видно почти из любой точки. Долгие годы пребывавшая в запустении, она была восстановлена к двухтысячелетнему юбилею города.
Здесь, по некоторым версиям, находится древнейший христианский храм на территории России. По крайней мере, в этом уверен археолог Александр Кудрявцев, долгие годы занимающийся в крепости археологическими изысканиями. Сейчас памятник архитектуры называется “крестообразным водохранилищем”, но, по мнению Кудрявцева, со временем все встанет на свои места.
Дальше мы катимся вниз по узким улицам старых “магалов”. Там, где, казалось бы, не разминуться и двум осликам, умудряются разъезжаться машины. Один проулок длиной в километр мы проезжаем задним ходом, чтобы пропустить людей, у другого неудачно припарковался старый аксакал, которому все неистово сигналят, в третьем мы сжигаем сцепление, пытаясь взобраться по крутому подъему.
Дербентский рынок даже под вечер пахнет свежей рыбой, мы долго ходим по разбитым, но потрясающе колоритным задворкам, пытаясь найти магазин с теми самыми стаканчиками.
Через три часа у одного из нас самолет, к которому мы едем самой короткой дорогой, и она, разумеется, оказывается самой интересной.
В темном небе Дагестана светят звезды, из самолета, как мы узнаем из смс улетевшего коллеги, даже ночью видны белые буруны прибоя и махачкалинский собор в обрамлении зеленых огоньков минаретов.
Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» проводится Фондом «Православные инициативы» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Организационный партнер – Махачкалинская епархия Русской Православной Церкви. При информационном содействии журнала «Фома».