Это Кавказ: чем Махачкала похожа на Вифлеем. Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» посетила Республику Дагестан

16.01.2018

Это Кавказ: чем Махачкала похожа на Вифлеем

Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» посетила Республику Дагестан

Фотокорреспондент журнала «Фома» Юлия Маковейчук и журналисты Александр Егорцев и Алексей Михеев продолжают свое путешествие по южным регионам России в составе автоэкспедиции «Кавказ Неизвестный». Сегодня их остановка — в Дагестане.

Что первое бросается в глаза в Дагестане? Правильно – стиль езды местных водителей! Первые два часа мы ехали, вжимаясь в кресла, когда кто-то в очередной раз обгонял нас через сплошную, или внезапно решал, что пять минут назад ему срочно нужно было свернуть направо. Справедливости ради, уже через два дня в этом плане мы стали меньше отличаться от местных и даже включили в машине радио «Асса».

Как ни странно, первая ассоциация с Дагестаном у нас — да это же российская Палестина! Улицы Махачкалы и Дербента неотличимы от улиц Вифлеема и Хеврона. Запахи, огоньки и удивительная атмосфера ближневосточной расслабленности; мечети, синагоги и колокольный звон; бардак на дорогах, к которому привыкаешь за день, а отвыкаешь от него неделю, девушки в хиджабах за кассой в винных лавках, и при этом, фоном – войсковые колонны на трассах. Тот, кому часто доводилось бывать на Святой земле, здесь почувствует себя дома через час.

На ночлег нас приютили в духовно-просветительском центре, расположенном на территории кафедрального храма Махачкалинской епархии – Свято-Успенского собора. Это главный и единственный оставшийся православный храм в дагестанской столице, на его строительство выделил 1000 рублей – огромные для начала ХХ века деньги – сам император Николай II. Строили собор армянские каменщики. Другой храм Махачкалы, собор святого Александра Невского, был снесен по решению властей в 1952 году. Сейчас на его месте располагается здание республиканского правительства. В минувшем году администрация Махачкалы выделила земельный участок в парке Ак-Гель, где храм будет воссоздан. Святой благоверный князь считается небесным покровителем города.

– Знаете, Кавказ умеет притягивать. Это особое отношение к жизни. Здесь сохранились обычаи, почитание старших, институт семьи, уважение, здесь стараются относиться к человеку так, чтобы не задеть его самоуважение. Мы сегодня пытаемся поделиться друг с другом опытом и культурой, понять и осознать те традиции, которыми живут наши соседи, – рассказывает нам у стен Успенского собора архиепископ Варлаам, глава Махачкалинской и Грозненской епархии. По его словам, каждый верующий человек не отделяет себя от других наций и народов. В Дагестане это не пустые слова – в открытии центра, где мы живем, принимали участие главы и мусульманских, и иудейских общин республики.

– Мы живем в одной стране. У нас единый путь, и думаю, что на Кавказе как раз это осознают, – подчеркивает он.

Владыка упоминает и про древние христианские храмы на кавказской земле. Один из них находится в Дербенте, на территории крепости Нарын-Кала. Раскопки в крепости ведутся с 2013 года под руководством Александра Кудрявцева, профессора исторического факультета Ставропольского университета. Согласно его исследованиям сооружение является христианским храмом, построенным в период V-VII вв., а не подземным водохранилищем XVIII века, как считалось многие годы.

Албанский историк VII века Моисей Каганкатвадзе считал, что христианство на Восточном Кавказе распространилось еще в апостольские времена, практически в I веке. На этих землях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Так, там, где сегодня находится Азербайджан, проповедовал апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса.

– А у вас там в храме кагор наливают? Шучу! Давай провожу, мало ли что, – пока иду из магазина, появляется эскорт из местных жителей. Сдают с рук на руки охране и наказывают беречь дорогого гостя. В этот же день одного из нас по пути из аптеки в храм подвезет полицейский патруль.

– Какое счастье, что вы тут! Будем вас охранять!

– От кого? – спрашиваем.

– У нас неспокойно, но вообще-то классно, – смеется молодой офицер за рулем.

На Крестовоздвижение в Кизляре традиционно проходит большой крестный ход. В этом городе недалеко от чеченской границы на сегодняшний день живет самая большая русская община. Крестоходцы – их собирается несколько тысяч человек – идут несколько километров через весь город. Для мусульманского Дагестана это грандиозное и совершенно необычное зрелище, особенно если учесть, что среди участников очень много молодежи, детей и родителей с колясками.

«Впереди шествия ехала грузовая Газель, переоборудованная в мобильную колокольню, и с этим колокольным звоном шел весь православный Кизляр. На нас выходили посмотреть все местные жители, выбегали школьники, почти все фотографировали. При этом взгляды были не косые, дескать, что тут православные устроили, а самые доброжелательные и любопытные», – вспоминает один из участников нашей экспедиции Александр Егорцев.

Осенью он был здесь с женой и двумя маленькими детьми. Сначала боялись «ваххабитов», а потом привыкли и гуляли по ночам, смеется он. Вместе со священником Григорием Фоминым, настоятелем храма на территории одной из воинских частей Буйнакска, они забирались на самую высокую в стране арочную плотину Чиркейской ГЭС и пытались найти затерянный в горах Датунский храм, основанный в конце Х века миссионерами из Грузии.

Вечером нас поят чаем с традиционным бисквитом в махачкалинской синагоге. Ее община маленькая, но очень дружная.

 

– К нам муфтии людей направляют, у которых совсем все плохо. Наверное, думают, что если еврей поможет, то точно все получится, – смеется хазан синагоги Султан Алхазов.

Евреи пришли в Дагестан еще в IV веке, спасаясь от гонений в Персии. Советская власть пыталась приписать их к татам – иранскому этносу, ничего общего с иудаизмом не имеющему. Доходило совсем до смешного. Иосиф Матаев, главный балетмейстер легендарного ансамбля «Лезгинка», рассказывал в армии, чем горский еврей отличается от альпиниста.

– Спрашивают же, раз горский, значит, по горам лазит, – говорит он.

На Песах, иудейскую Пасху, махачкалинские евреи угощают мусульман и православных мацой. Те в долгу не остаются – в Курбан-байрам в синагогу приносят сладости, а христиане рады поделиться пасхой.

Иосиф Матаев рассказывает, как пришел в Иерусалимский университет и рассказал, что учит танцевать лезгинку три сотни детей. Не поверил никто.

– Как, говорят, мусульмане вам их доверяют? А у вас, говорю, дезинформация. Я знаю больше об Иерусалиме, чем вы о Махачкале,– горделиво рассказывает народный артист России.

На камнях у берега Каспийского моря много надписей. Все они так или иначе говорят о Боге. На одном – трогательный рисунок с домом и множеством детей и словами «Инша алла» (если будет на то воля Всевышнего – ред.). На другом по-турецки написано, что лишь Господь не оставит, когда станет совсем тяжело.

Верой и уважением здесь пронизано буквально все. Девушки-полицейские, первый раз за всю поездку встреченные нами на Кавказе, вежливо здороваются, когда мы ставим машину на парковку у кафе.

Трагически погибший около десяти лет назад корреспондент НТВ Ильяс Шурпаев однажды делал материал о старом кладбище на склоне горы Тарки-Тау около Махачкалы. Здесь похоронены и евреи, и мусульмане, и христиане. «Это новоявленный Иерусалим. Что можно делить здесь?», – задавался он вопросом.

Справа от кафедрального махачкалинского собора находится небольшой храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Каждый день, утром и вечером, в нем совершаются богослужения. Темнеет здесь, как и везде на юге, очень рано, и когда на столицу Дагестана опускается ночь, в его окнах горит свет и мерцают лампады. В мусульманской республике это смотрится особенно трогательно.

 

Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» проводится Фондом «Православные инициативы» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Организационный партнер – Махачкалинская епархия Русской Православной Церкви. При информационном содействии журнала «Фома».